Кубачинские изделия из серебра.
В высокогорном районе Дагестана, который в древности восточные купцы и путешественники называли неприступной страной оружейников и кульчужников-Зирихгераном, расположен древний аул, ныне поселок Кубачи, родина знаменитых златокузнецов.
Элементами кубачинского стиля сегодня является гравировка, чеканка, золочение, чернение, филигрань, перегородочная эмаль, резьба по металлу и слоновой кости, а также насечка золотом. Сочетание гладкого серебра с мерцающим изящным гравированным орнаментом, усиленным графикой четкого черневого рисунка и золоченого фона. Кубачинские мастера производят широкий ассортимент серебряных изделий: чайные, кофейные, винные, коньячные, водочные сервизы, наборы для сока, кувшины, вазы, ложки, вилки, женские украшения, художественно оформленное оружие.
Наибольший удельный вес в структуре производства изделий народных художественных промыслов занимают серебряные изделия. Порядка 300 мастеров, выходцев из села Кубачи занимаются производством изделий в домашних мастерских.
Унцукульские художественные изделия из дерева с орнаментальной насечкой.
Более 200 лет назад зародился промысел унцукульская орнаментальная насечка и инкрустация металлом по дереву. Для насечки и инкрустации применяется кизиловая, боярышниковая и абрикосовая древесина, которая прочно удерживает кусочки металла.
Основные элементы орнамента располагаются по окружности, так как в основе лежит - орнаментальный мотив, традиционные композиционные принципы, четко фиксированная, стойкая композиционная структура получившая название «ишан» (узор).
Традиционные для унцукульских мастеров узоры геометрического и растительного орнамента, сверкающие серебром на темной поверхности полированного с великолепной текстурой дерева, придают изделиям царственную роскошь и благородства.
Унцукульские мастера производят трости, курительные трубки, мундштуки, блюда, декоративные вазы, панно, шкатулки, кувшины, наборы для вина, журнальные столики, письменные приборы, украшенные инкрустацией медью, мельхиором, серебром со вставками из кости и рога и т.д.
Гоцатлинские художественные изделия из металла.
Более 300 лет назад в высокогорном селении Гоцатль зародилось искусство обработки металла. Творчество мастеров формировалось на основе самобытных традиций аварского ювелирного дела. Черневой узор является одним из главных декоративных приемов украшения изделий. Но в основном применяется в качестве фона, по которому рассыпан серебряный орнамент. Размещают его, в отличие от кубачинской манеры, свободно, крупно по полю
Гоцатлинскими мастерами производятся разнообразные изделия: традиционные кувшины и кумганы, коньячные и винные сервизы из никелированной меди, филигранные женские украшения из мельхиора и нейзильбера, сувенирные кинжалы и рога для вина в мельхиоровой оправе. Получило новое развитие производство серебряных изделий с черневым узором и филигранных украшений со вставками из поделочных камней-бирюзы, нефрита, малахита и обсидиана.
Изделия гоцатлинских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках, хранятся в ведущих музеях Российской Федерации.
Ковры и ковровые изделия
Ковроткачество в Дагестане один из наиболее древнейших и широко распространенных видов традиционных народных промыслов. Это излюбленный народом вид искусства веками бережно передавался из поколения в поколение.
Его узор и колорит были близки и понятны каждому. Такому широкому развитию ковроделия издавна способствовало и обилие местного сырья, прежде всего шерсти и натуральных красителей.
Ковры делятся на безворсовые и ворсовые. Большой оригинальностью отличаются гладкие ковры-сумахи. Им свойственна большая строгость, четкость и некоторая прямолинейность.
Настоящую славу принесли ворсовые ковры. Они выделяются ярко выраженными многочисленными композиционными схемами и богатыми орнаментальными мотивами. Основу составляют более или менее геометризированные животные и растительные мотивы, а также геометрические фигуры. Вязка ворсовых ковров производится вручную на ковроткацком станке двойным узлом. Плотность ворсовых ковров колеблется от 1400 до 2116 узлов на один квадратный дециметр, при высоте ворса 2-5 мм.
Художественная керамика (с. Балхар, с. Испик)
О глубокой древности балхарской керамики говорят старинные мотивы в декоре, которые присутствуют в дагестанской керамике с 3 тысячелетия до нашей эры.
Неполивная керамика селения Балхар по сей день сохранила в неприкосновенности все этапы производства от чистки глины до росписи белым ангобом. Выполняется и строгий завет предков: гончарным ремеслом занимаются только женщины.
Традиционно на гончарном круге делают кувшины, тарелки, миски и другую посуду, а также фигурки животных. Полученные формы расписывают геометрическими мотивами с помощью ангоба без строгой симметрии и обжигают их в специальной печи - чаре.
Балхарская керамика отличается росписью: узоры наносятся на еще не обожженные изделия белой глиной. "Но в отличие от других видов керамики она впитывает влагу, это специально придумано, чтобы сосуд, как термос, сохранял прохладу — эти сосуды специально наполняли и оставляли у родников, чтобы путник мог утолить жажду.
Технология изготовления Испикской керамики - изделие до обжига окунают в молоко, а Сулевкентской керамики - изделие традиционно после обжига поливалось специальной глазурью.
Особую популярность и актуальность данный вид промысла обретает в связи с развитием туризма в республике, когда практически каждый посещающий республику турист старается увезти сувенир или изделие, в том числе изготовленное на проводимых мастер – классах и которые будут напоминать ему Дагестане.
Художественно оформленное оружие
Передовым предприятием в отрасли является частное предприятие - ООО ПП «Кизляр», специализирующееся на производстве художественного холодного оружия. На сегодняшний день это самое крупное и технологически развитое предприятие народных промыслов республики, на долю которого приходится порядка 25% объема производства в отрасли.
Производство оружия начинает свою историю с рубежа 14-го века. Мастера – оружейники были во многих селениях Дагестана. Одни из них специализировались на производстве холодного оружия, другие – огнестрельного, некоторые занимались украшением оружия. Дагестанское оружие имеет ряд легкоузнаваемых черт, свойственных только ему. Как правило, мастера оружейного дела специализировались на производстве холодного и огнестрельного оружия, а некоторые мастера занимались его украшением.
Реализацию ножей предприятие осуществляет через собственную экспедиторскую службу, а также отправкой по почте. В более шестистах торговых точках практически во всех регионах России продаются наши ножи.
Однако, за исключением ООО ПП «Кизляр» изделия народных промыслов производятся в основном мастерами - индивидуальными предпринимателями в своих домашних мастерских. Так, многие частные предприятия НХП работают по принципу размещения заказов у мастеров на дому и последующей его реализации.
Бурки и бурочные изделия
Единственная в России действующая фабрика по производству бурок ООО «Ботлихская фабрика народных промыслов» находится в с. Рахата, Ботлихского района.
Для создания дагестанских бурок используют шерсть овец, которую расчесывают и разрыхляют. Шерсть укладывают в три или четыре слоя. По покрою бурки, можно разделить на несколько типов.
Самые распространенные, это бурки «Буртина». Процесс изготовления очень трудоемкий, тяжелый, но занимались этим всегда исключительно женщины. Над каждым изделием одновременно работают три женщины.
Настоящая готовая бурка весит несколько килограммов. Войлок получается настолько качественным и плотным, что изделие может стоять на полу и не перегибаться.